Часто бывает, что люди, не имеющие отношения к музыке и не владеющие вокальными техниками, порождают большое количество заблуждений о том, кто может петь и как правильно это делать. Руководствуясь такими ошибочными представлениями, начинающие певцы могут не только совершенно запутаться, но и навредить своему голосовому аппарату. В этой статье мы постараемся развеять некоторые из наиболее распространенных мифов.

Миф 1: «Вокалом могут заниматься только избранные — те, у кого есть талант от природы».

Вокалом может заниматься абсолютно любой человек, потому что, по сути, пение — это всего лишь определенный способ издавать звуки при помощи голосовых связок. Более того, для человека этот процесс более естественен, чем речевой. В каком-то смысле, обучение вокалу — это возвращение к младенческому состоянию, потому что от рождения все мы наделены способностью к пению. Это связано с тем, что в маленьком организме еще не сформировано разделение на нижние и верхние доли легких, и в момент детского крика задействуются все возможности голосового аппарата. С течением времени, в силу разных причин, человек постепенно забывает, как «дышать животом». Он начинает петь неправильно, не опираясь на звук, несмотря на то, что в младенчестве и раннем детстве правильная постановка звука для него была совершенно естественной.

Миф 2: «Вокалом не сможет заниматься тот, у кого нет музыкального слуха».

Чтобы разобраться в этом мифе, стоит вспомнить, что слух делится на два типа: абсолютный и относительный. Людей с абсолютным слухом очень мало, большинство людей, включая музыкантов, имеют относительный слух. И этого, относительного музыкального слуха, вполне достаточно, чтобы прекрасно петь.

Другой аспект, который необходимо учесть, – это умение попадать в ноты. Если вам не удается попадать в ноты, в этом тоже нет ничего страшного. Наше, так называемое, акустическое восприятие способно к тренировкам, поэтому со временем можно развить как слух, так и музыкальную память. Многие ученики, которые в начале обучения не могли воспроизвести ни одной ноты, через полгода занятий попадают практически во все ноты.

Миф 3: «Вокалом нужно заниматься в детстве, в зрелом возрасте учиться петь уже поздно».

Это большое заблуждение. Учиться вокалу можно даже в преклонном возрасте, главное -чтобы мышцы были способны выдержать определенную физическую нагрузку и связки были в нормальном функциональном состоянии. Занимательным фактом является то, что полное формирование голосовых связок заканчивается в среднем к 20 годам. У мужчин изменение голосового аппарата обычно происходит до 18 лет и называется «ломкой». В этот период необходимо максимально снизить нагрузку на голос, но лучше вообще воздержаться от занятий вокалом, чтобы не навредить связкам в момент их изменения. Женский голосовой аппарат может сформироваться еще позже, например, крупные женские голоса созревают после 30 лет, а у многих женщин голос окончательно формируется после родов.

Миф 4: «Чтобы голос был лучше, перед пением, нужно выпить сырое яйцо или алкоголь».

Конечно же, это не так! Если выпить какой-либо горячительный напиток, безусловно, это разогреет связки и можно спеть очень хорошо даже без распевки. Но эффект «разогретости» связок длится недолго и может повлечь за собой серьезные последствия. Связки, разработанные неестественным способом, теряют определенную управляемость. К примеру, в таком состоянии вы даже можете спеть ноту, которую никогда не брали, и не почувствуете никаких болевых ощущений. Зато после окончания действия спиртных напитков вы, скорее всего, будете хрипеть или шептать на протяжении нескольких дней, и это в лучшем случае. Помимо вышесказанного, алкоголь сушит гортань, равно как и выпитое сырое яйцо. Если хотите поэкспериментировать, то капните сырое яйцо на кожу и подуйте на нее в течение минуты. Под постоянным обдувом воздуха и воздействием температуры тела все засохнет, то же самое произойдет и в гортани.

Миф 5: «Чтобы петь с хрипотцой, нужно курить».

Это один из тех мифов, которые могут нанести вред не только голосовому аппарату, но и организму в целом! Пение с хрипотцой является одной из вокальных техник, которой необходимо учиться на протяжении продолжительного времени. Обобщенный термин для этой техники – драйв, а такие понятия, как гроулинг, скрим, и другие являются ее производными. О технике драйва есть свой миф. Многие считают, что эффект расщепления звука происходит за счет расщепления связок, но это неверно. На самом деле, в создании хрипа задействованы ложные складки. Они находятся между железами, которые увлажняют голосовые связки и голосовыми связками (то есть, ложные складки находятся над голосовыми связками). Если пропустить воздух через ложные складки, то мы получим эффект хрипотцы. Совет для тех, кто хочет научиться такому виду вокальной техники: не делайте этого самостоятельно. Равно как и при освоении стандартных базовых техник, рядом с вами должен быть грамотный специалист.