В предыдущих статьях мы много говорили о различных вокально-технических приемах, которые широко используются в эстрадно-джазовом вокале. С их помощью исполнитель может выразить свое видение музыкального произведения. Сегодня мы пополним наш багаж знаний различными способами украшения мелодий. В совокупности эти способы называются орнаментика. Ее использование дает возможность исполнителю импровизировать с основной мелодической линией. Конечно, если речь идет об импровизации, то, в первую очередь, мы подразумеваем джазовое пение, однако большинство зарубежных поп-исполнителей так же, как и джазовые певцы, успешно пользуются этими приемами.

К видам орнаментики можно отнести:

Мелизмы – являются наиболее часто используемым мелодическим украшением звука, при котором темп и ритмический рисунок мелодии остается неизменным, так как они исполняются либо за счет длительностей предыдущих нот, либо за счет нот, которые украшает мелизм.

Если рассматривать данную орнаментику с технической стороны, то на каждый слог песни приходится несколько нот сразу, в отличие от традиционной вокальной манеры исполнения. До определенного уровня освоить и развить такой прием может каждый. Однако, для высокотехничного исполнения мелизмов необходимо наличие хорошей эластичности мышечных и соединительных тканей голосовых связок.

Главная задача мелизмов — придать мелодии больше красоты и искусности. Такое украшение мелодии используется не только в соуле и современной зарубежной поп-музыке (R`n`B), но и в классических барочных музыкальных произведениях, и в народном вокале (арабском, армянском, азербайджанском и других).

Нужно отметить, что к мелизмам относятся и другие вокально-мелодические украшения, которые также исполняются на один слог текста. Это:

Форшлаг – вспомогательные звуки или один звук перед основным украшаемым звуком. Существуют два вида форшлага: длинный и короткий. Длинный — он образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука. Короткий — чаще всего состоит из одной ноты и в нотных партитурах обозначается в виде маленькой восьмой ноты с перечеркнутым штилем, но если форшлаг состоит из нескольких нот, то их обозначают меленькими шестнадцатыми без перечеркивания.

Группетто – мелодическое украшение, которое состоит из 4 или 5 звуков, и представляет собой достаточно быстрое опевание основного звука при помощи верхних и нижних вспомогательных. Стандартный интервал между основным и вспомогательными звуками – секунда.

Мордент — мелодическое украшение, которое состоит из трех звуков (два основных и один вспомогательный.) Такой прием возникает от дробления одной из нот: она как бы рассыпается на три составляющих ее звука. Вспомогательный звук – соседний с основным. Он может быть как выше, так и ниже на тон, а иногда с помощью знаков альтерации расстояние между основным и вспомогательным звуками может быть сжато до полутона.

Трель — мелодическое украшение, которое представляет собой быстрое чередование между собой двух звуков, — основного и верхнего вспомогательного. Расстояние между этими звуками составляет тон или полутон.