Закажите обратный звонок
Запишитесь на тестирование
Запишитесь на бесплатный урок
Санкт-Петербург, ул. Казанская, 7В
ст.м. «Невский проспект»
Пн-Пт - 13:00-22:00
Сб - 11:00-20:00

Ричард Бона

Ричард Бона

Bona Pinder Yayumayalolo

Будущий бас-гитарист родился в 1967 году а маленькой деревне Минта в Камеруне. При рождении он получил имя Bona Pinder Yayumayalolo, из которого впоследствии появилась его новая фамилия — Бона.
Первые музыкальные навыки он получил в своей семье, принадлежавшей к роду гриотов, северо-африканских певцов-сказителей. Их мастерство передавалось из поколения в поколение. Когда-то гриоты были важными людьми племени и исполняли множество функций: от воспитания наследников вождя племени и общения со злыми духами до сказаний и музыкального сопровождения всех торжеств и церемоний. К концу 20 века их роль стала все больше сводиться только к исполнению музыки, при этом мужчины обычно играли на музыкальных инструментах, а женщины пели.
В своих интервью Бона часто говорит, что его дед-гриот был первым музыкантом, оказавшим на него влияние, и разглядевшим его талант. Он изготовил для внука первый, традиционный для гриотов, музыкальный инструмент — балафон (африканский родственник ксилофона).

Увлеченный ребенок проводил по 8-12 часов в день, осваивая новый инструмент. Такая целеустремленность еще не раз поможет музыканту, ведь, как говорит Бона, «если я делаю что-то, то погружаюсь в это на всю 1000%». В 5 лет ребенок уже достаточно хорошо играл на балафоне, чтобы аккомпанировать своей матери и четырем сестрам в церкви. Постепенно Бона стал востребованным музыкантом на свадьбах, крестинах и прочих деревенских торжествах.
Помимо балафона, его привлекали и другие инструменты, но, не имея возможности их при обрести, он научился изготавливать их сам. Среди них были флейты, перкуссии и, наконец, первая 12-струнная гитара. Правда, для ее изготовления подручного материала оказалось недостаточно.. Струны находчивый ребенок сделал из велосипедных тормозных тросиков, которые стащил в местном магазине.
К 11 годам Бона перебрался в крупнейший город Камеруна, Дуалу, вместе за своим отцом, получившим работу водителя грузовика. Целыми днями Бона упражнялся в игре на своих самодельных инструментах и почти не появлялся в школе. Зато по вечерам его все чаще можно было видеть в местном ночном клубе, джемующим со своим школьным наставником, а по совместительству настоящим мастером африканского стиля бикутси, Messi Martin. Эти выступления принесли Бона первый заработок, который он с радостью потратил на покупку настоящей гитары.
Когда Бона исполнилось 13, он познакомился с французом, владельцем джаз-клуба при одном из отелей Дуалы. В клуб срочно требовалась группа музыкантов, и Бона порекомендовали как хорошего исполнителя. Не испугавших сложности задачи, он согласился в течение нескольких недель собрать коллектив и начать выступления, хотя к тому моменту не имел о джазе ни малейшего понятия и был скорее привлечен астрономическим денежным вознаграждением (в 20 раз больше его обычного заработка). Владелец клуба предоставил Бона для ознакомления богатую коллекцию джазовых пластинок — более 500 штук — которые начинающий музыкант слушал дни и ночи напролет. На одной из них ему случайно попалась композиция «Портрет Трейси» в исполнении легендарного Джако Пасториуса (Jako Pastorius). Четкость и скорость игры настолько поразили подростка, что в первую секунду он подумал, что по ошибке включил ускоренный режим воспроизведения.. С этого момента Бона, наконец, нашел свой инструмент.

Ришар Бона

Когда Бона было 17, умер его отец. Настало время больших перемен. Бона отправился получать музыкальное образование в Европу. Позже он вспоминал, как прилетел в Париж зимой в шортах и в футболке, и, сойдя с трапа самолета, впервые в жизни увидел снег. Стюард отдал ему свой свитер и посоветовал не отчаиваться и все же дать городу шанс. А уже через несколько месяцев Бона, и здесь предпочитавший теоретические знания практике, уже играл вместе с такими известными музыкантами как Дидье Локвуд (Didier Lockwood), Марк Дюкре (Marc Ducret), Ману Дибанго (Manu Dibango) и Салиф Кейта (Salif Keita).
В 1995 году Бона заслужил внимание жюри конкурса «Decouvertes», организованного Radio France Internationale. Он прошел в финал со своей балладой «Eyala». Казалось бы, карьера музыканта пошла в гору, но произошло совершенно неожиданное: французские власти отказали ему в продлении вида на жительство, мотивируя это тем, что 1604 французских бас-гитариста и так находятся без работы. Тогда знакомый американский флейтист пригласил Бона на несколько дней погостить у себя в Нью-Йорке.

Ричард Бона

Четырехдневный визит растянулся на 2 недели, в течение которых Бона и музыкальный мир Нью-Йорка знакомились друг с другом, изучали и удивляли мастерством. Этого краткого времени оказалось достаточно, чтобы американские исполнители и публика оценили талант камерунца, а сам он почувствовал, что Нью-Йорк с его богатой музыкальной жизнью становится для него родным городом.
Вскоре Бона предложили работу музыкального директора в шоу Гарри Белафонте (Harry Belafonte), о котором, как когда-то о джазе, он тогда не имел ни малейшего представления. Что, однако, не помешало Бона с успехом справиться с задачей. Так началась его совместная работа со звездами американской и мировой музыкальной сцены, которая не прекращается до сих пор. Среди исполнителей, с которыми ему довелось выступать, были Ларри Корьелл (Larry Coryell), Майкл и Рэнди Брекер (Micahel and Randy Brecker), Стив Гэдд (Steve Gadd), Пэт Мэтини (Pat Metheny), Джородж Бэнсон (George Benson), Бобби МакФеррин (Bobby McFerrin), Брэнфорд Марсалис (Brandford Marsalis) и многие другие.

В сотрудничестве с этими разноплановыми музыкантами по-настоящему проявилась музыкальная гибкость и одаренность Бона: он быстро осваивал новые стили и мог с легкостью переходить от джаза к сальсе, кантри и этно. В одном из интервью музыкант сказал, что действительно научиться чему-то и узнать мир можно только общаясь с теми, кто совсем не похож на тебя, и делая то, чего раньше никогда не пробовал.

Bonatology

В 1999 году Бона выпускает свой дебютный альбом под названием «Scenes of My Life». С этого момента каждые два года музыкант радует своих поклонников своим новым альбомом.
Яркие, пестрые и невероятно искрение пластинки, рассказанные языком джаза, попа и африканских ритмов. В них нашлось место всему: и детским воспоминаниям о ночных страшилках, самом медленном в мире поезде, который всегда могли догнать опоздавшие, о праздничном дне, когда у вдовы кончается многолетний траур, и личным чувствам и переживаниям музыканта по поводу рождения первого ребенка, смерти отца, веры в Бога, и общечеловеческим эмоциям от уничтожения тропических лесов и остающихся после войны детях-сиротах.
Особого внимания заслуживает композиция «Ida Bato» с альбома «Tiki» («Сокровище»). Это старинная песня гриотов, которая передается из поколения в поколение с конца 18 века. Дед Бона научил его этой песне, когда тому было 8 лет. Мелодия и текст воспроизведены в точности, хотя, как признается музыкант, некоторые использованные в ней древние выражения на местном диалекте даже он не способен до конца понять. «Ida Bato» — своеобразное посвящение человеку, который всегда верил в талант Бона и оказал большое влияние на его творчество. Деду не раз приходилось защищать увлечение Бона перед его решительно настроенным отцом. Как-то, будучи в гневе из-за чрезмерного увлечения сына музыкой, тот даже разбил гитару о голову Бона.
Возвращаясь к альбомам, хочется отметить, что все они оставляют ощущение уникальных, сделанных вручную вещей, именно для тебя, с большим мастерством и энергией автора. Есть у них и еще одна отличительная черта: невероятная верность музыканта себе, своему стилю, чудесным образом сочетающаяся со смелыми экспериментам. Кстати, последнее стало причиной того, что в 2001 году, после издания своего второго альбома, Бона разорвал контракт со звукозаписывающей компанией Colambia. Ее руководство хотело, чтобы музыкант отказался от творческих поисков и работал в рамках четко обозначенного формата. Они видели в нем нового Стинга, этакого «африканца в Нью-Йорке», в то время как у него были совсем другие планы. Он хотел сделать свою музыку разнообразной, близкой и понятой как можно большему числу людей, не ограничиваясь какой-то одной нацией или культурой.
В результате третий альбом, демонстративно названный на родном языке «Munia» («сказка» в переводе с одного из камерунских диалектов), и равно как и все последующие, издавались уже компанией Universal Music. И, как показало время, Бона сделал правильный выбор. В 2004 году он удостоился высшей награды в категории «Best International Artist of 2003» на конкурсе “Victoires de Jazz”, а в 2007 году за альбом «Tiki» (“Сокровище”) получил грэмми в номинации «Best contemporary world music».
Сейчас музыкант живет на Манхэттене с женой-француженкой Ярой и сыном Лео (старшая дочь Кристал живет в Париже с тетей). По вечерам Бона можно услышать в местных клубах Izzy Bar и Zinc Bar.
А в 2005 году он попробовал себя в еще одной роли — профессора и преподавателя бас-гитары в Нью-Йоркском университете.
Несмотря на плотный график, музыкант регулярно находит время на то, чтобы бесплатно выступать в школах в одном из беднейших округов Нью-Йорка. Бона помнит, как все начиналось для него, и верит, что, благодаря теперь уже его музыке, сказочная история может повториться для кого-то еще.


Вас могут заинтересовать следующие статьи

Jam’s cool разыгрывает абонементы на обучение

Jam’s cool разыгрывает абонементы на обучение

Подробнее

Хотите научиться петь или играть на музыкальном инструменте?
Сделайте перый шаг!

Запишитесь
на бесплатный урок 1800 ₽ + прослушивание у куратора курса
Количество мест ограниченно!